конспект занятия с детьми ТНР "Весна"
15 апреля 2021
«Весна. Признаки весны.»
Цель: Уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей по теме «Весна. Признаки весны.».
Задачи:
- Закрепить представления о весне и её приметах;
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов);
- Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов;
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений);
- Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитная доска, мяч, контейнер с камешками, предметные картинки ( солнце, сосулька, подснежник, грач), магнитофон, аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник», А. Вивальди «Весна. Март», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Звучит произведение А. Вивальди «Весна. Март».
- Сейчас звучит музыкальная загадка.
- К какому времени года подходит это произведение?
- Какое настроение вызывает эта музыка?
- Послушайте еще одну загадку.
Она приходит с ласкою и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (весна)
- Сегодня на занятии речь пойдет о ранней весне.
- Основная часть
- Д/упражнение «Как не перепутать зиму с весной?» (подбор слов – антонимов)
Зимой солнце стоит низко, а весной - ….(высоко).
Зимой воздух холодный, а весной - ……(теплый).
Зимой дни короткие, а весной - …..(длинные).
Зимой ветер злой, а весной - …..(ласковый).
Зимой сугробы высокие, а весной - …..(низкие).
Зима ушла, а весна - ….(пришла).
- Д/упражнение «Семейка слов»
Тихо звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник». Логопед читает стихотворение.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
- Давайте образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом. (логопед по очереди катает мяч детям).
- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли)
- Что начинается на припеке с крыш ранней весной? (капель)
- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)
- Если капли капают, какие они? (капающие)
- Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать. (капать, капля, капель, капелька, капающие)
- Молодцы! Вы отлично начали занятие.
- Д/упражнение «Солнце какое?»
- Благодаря чему наступает в природе весна? (благодаря солнцу, солнечному свету и теплу).
- Посмотрите, как много у нас снега. Сможет солнышко с ним справиться?
- Какое солнце?
Дети подбирают слова и прикрепляют лучики к солнышку.
(яркое, ослепительное, теплое, ласковое, весеннее, апрельское, желтое, золотистое)
- Д/игра «Назови ласково»
- Солнышко посылает на землю свои лучики. Снег начинает таять. Весной такое хорошее настроение, что все вокруг хочется называть ласково.
Солнце - ….солнышко
Облако - …
Туча - …
Ветер - ….
Ручей - …
Вода - …
Лужа - ….
Проталина - …..
Дерево - ….
Дождь - ….
День - …
Подснежник - …
- Физминутка «Клен»
За окном сосулька тает, |
Дети стоят, повернувшись лицом в |
|
круг. Выполняют 4 прыжка на носоч- |
|
ках, держат руки на поясе. |
Ветер тучи рвет в клочки. |
Руки вверх. Наклоны туловища влево- |
|
вправо. |
Разжимает, разжимает |
Руки перед грудью. Локти опущены |
Клен тугие кулачки. |
вниз. Разжимают кулачки. |
Прислонился он к окошку. |
4 прыжка. |
И едва растает снег, |
Наклоны влево-вправо. |
Мне зеленую ладошку |
Поворачиваются лицом друг к другу. |
Клен протянет раньше всех. |
Протягивают друг другу правые руки. |
С. Коган |
Рукопожатие. |
- Д/упражнение «Раздели на слоги»
Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный прозрачными камешками.
- Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите картинки, связанные с весной.
Дети опускают руки в тазик и находят каждый о одной картинке.
- Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово.
1-й ребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.
2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.
3-й ребенок. Грач. Один слог.
4-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.
- Замечательно. Я горжусь вами!
- Д/упражнение «Составь предложение».
Логопед убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку
- Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.
1-йребенок. Весной светит яркое солнышко.
2-й ребенок. На крышах появляются длинные сосульки.
3-й ребенок. На проталинках расцветают первые подснежники.
4-й ребенок. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Логопед. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?
1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Логопед. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна.
- Игра с мячом «Приметы весны».
Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.
- Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.
Бросает мяч стоящему рядом ребенку.
1 -й р е б е н о к. На солнце снег начал таять.
Бросает мяч следующему ребенку.
2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев.
Бросает мяч следующему ребенку.
3-й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка.
Бросает мяч следующему ребенку.
4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.
Бросает мяч следующему ребенку.
1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее.
(И т. п.)
- Работа в тетради.
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
- Откройте тетради. Посмотрите, что нарисовал для вас художник, и отгадайте загадку:
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Дети. Это сосулька.
- Правильно. Обведите нарисованную сосульку голубым карандашом и раскрасьте ее, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
- Упражнение «Весенний ручеек».
Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
- Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек». Возьмите свои
предметные картинки.
- Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильно произносить все звуки. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Вероника.
1-й ребенок. В ручейке отражается солнышко.
Логопед. Кто видит свое отражение в ручейке, Сережа?
2-й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке.
Логопед. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Полина?
3-й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник.
Логопед. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь!
- Игра-соревнование «У кого больше корабликов».
Логопед оставляет детям предметные картинки.
- А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.
1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.
2-й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.
3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.
- Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее количество корабликов.
- Ты сегодня победитель! Давайте похлопаем!
III. Итог занятия.
- Скоро растает снег. Как вы думаете, что мы увидим?
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется….(подснежник).
- Сегодня на занятии вы были внимательны, активны, очень старались. Поэтому для каждого из вас выросли на проталинках подснежники. (картинки – раскраски)
- Давайте поблагодарим солнышко за весну. (…за теплые лучи, за синее небо, за свежий ветер, за звонкую капель, за быстрые ручейки, за первые цветы)