Мусягина Елена Николаевна

конспект занятия с детьми ТНР "Весна"

15 апреля 2021

 

«Весна. Признаки весны.»

Цель: Уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей по теме «Весна. Признаки весны.».

Задачи:

  • Закрепить представления о весне и её приметах;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов);
  • Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов;
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений);
  • Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, мяч, контейнер с камешками, предметные картинки ( солнце, сосулька, подснежник, грач), магнитофон, аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник», А. Вивальди «Весна. Март», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Звучит произведение А. Вивальди «Весна. Март».

- Сейчас звучит музыкальная загадка.

- К какому времени года подходит это произведение?

- Какое настроение вызывает эта музыка?

- Послушайте еще одну загадку.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (весна)

- Сегодня на занятии речь пойдет о ранней весне.

 

  1. Основная часть
  2. Д/упражнение «Как не перепутать зиму с весной?» (подбор слов – антонимов)

Зимой солнце стоит низко, а весной - ….(высоко).

Зимой воздух холодный, а весной - ……(теплый).

Зимой дни короткие, а весной - …..(длинные).

Зимой ветер злой, а весной - …..(ласковый).

Зимой сугробы высокие, а весной - …..(низкие).

Зима ушла, а весна - ….(пришла).

 

  1. Д/упражнение «Семейка слов»

Тихо звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник». Логопед читает стихотворение.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет.

Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!

- Давайте образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом. (логопед по очереди катает мяч детям).

- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли)

- Что начинается на припеке с крыш ранней весной? (капель)

- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)

- Если капли капают, какие они? (капающие)

- Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать. (капать, капля, капель, капелька, капающие)

- Молодцы! Вы отлично начали занятие.

 

  1. Д/упражнение «Солнце какое?»

- Благодаря чему наступает в природе весна? (благодаря солнцу, солнечному свету и теплу).

- Посмотрите, как много у нас снега. Сможет солнышко с ним справиться?

- Какое солнце?

Дети подбирают слова и прикрепляют лучики к солнышку.

(яркое, ослепительное, теплое, ласковое, весеннее, апрельское, желтое, золотистое)

 

  1. Д/игра «Назови ласково»

- Солнышко посылает на землю свои лучики. Снег начинает таять. Весной такое хорошее настроение, что все вокруг хочется называть ласково.

 

Солнце - ….солнышко

Облако - …

Туча - …

Ветер - ….

Ручей - …

Вода - …

Лужа - ….

Проталина - …..

Дерево - ….

Дождь - ….

День - …

Подснежник - …

 

 

  1. Физминутка «Клен»

За окном сосулька тает,

Дети стоят, повернувшись лицом в

 

круг. Выполняют 4 прыжка на носоч-

 

ках, держат руки на поясе.

Ветер тучи рвет в клочки.

Руки вверх. Наклоны туловища влево-

 

вправо.

Разжимает, разжимает

Руки перед грудью. Локти опущены

Клен тугие кулачки.

вниз. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку.

4 прыжка.

И едва растает снег,

Наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку

Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше всех.

Протягивают друг другу правые руки.

С. Коган

Рукопожатие.

 

 

  1. Д/упражнение «Раздели на слоги»

Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный прозрачными камешками.

- Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите картинки, связанные с весной.

Дети опускают руки в тазик и находят каждый о одной картинке.

- Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово.

1-й ребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.

2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.

3-й ребенок. Грач. Один слог.

4-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.

- Замечательно. Я горжусь вами!

 

  1. Д/упражнение «Составь предложение».

Логопед убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку

- Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.

1-йребенок. Весной светит яркое солнышко.

 2-й ребенок. На крышах появляются длинные сосульки.

3-й ребенок. На проталинках расцветают первые подснежники.

4-й ребенок. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.

Логопед. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?

1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.

Логопед. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна.

 

  1. Игра с мячом «Приметы весны».

Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.

- Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.

Бросает мяч стоящему рядом ребенку.

1 -й р е б е н о к. На солнце снег начал таять.

Бросает мяч следующему ребенку.

2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев.

Бросает мяч следующему ребенку.

3-й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка.

Бросает мяч следующему ребенку.

4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.

Бросает мяч следующему ребенку.

1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее.

(И т. п.)

 

  1. Работа в тетради.

Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ста­вит на стол контейнер с карандашами.

- Откройте тетради. Посмотрите, что нарисовал для вас художник, и отгадайте загадку:

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

Дети. Это сосулька.

- Правильно. Обведите нарисованную сосульку го­лубым карандашом и раскрасьте ее, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

 

  1. Упражнение «Весенний ручеек».

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая.

Ручьи задорно булькают,

Сугробы подмывая.

- Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек». Возьмите свои

предметные картинки.  

- Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильно произносить все звуки. Что отражается в ру­чейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Вероника.

1-й ребенок. В ручейке отражается солнышко.

Логопед. Кто видит свое отражение в ручейке, Сережа?

2-й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке.

Логопед. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Полина?

3-й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник.

Логопед. Отлично! Вы красиво говорили и правильно отве­тили на мои вопросы. Я вами горжусь!

 

  1. Игра-соревнование «У кого больше корабликов».

Логопед оставляет детям предметные картинки.

- А сейчас проведем соревнование. Вы должны рас­сказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.

1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.

2-й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.

3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.

- Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее коли­чество корабликов.

- Ты сегодня победитель! Давайте похлопаем!

 

III. Итог занятия.

- Скоро растает снег. Как вы думаете, что мы увидим?

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется….(подснежник).

- Сегодня на занятии вы были внимательны, активны, очень старались. Поэтому для каждого из вас выросли на проталинках подснежники. (картинки – раскраски)

- Давайте поблагодарим солнышко за весну. (…за теплые лучи, за синее небо, за свежий ветер, за звонкую капель, за быстрые ручейки, за первые цветы)

Оставить комментарий: